ПЕСАХ — ПАСХА ГОСПОДНЯ

Песах — Пасха Господня

«И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его» (Исх.12:14).

О первом празднике Пасха (по-еврейски «Песах») повествует книга Библии «Исход». Для осуществления плана искупления народа из египетского рабства Бог избрал Моисея и послал его к фараону со словами: «Отпусти народ Мой!». Когда фараон ответил отказом, Господь послал  бедствия на египтян: Он уничтожил их посевы градом и саранчой, навел болезнь на скот, поразил народ болезненными нарывами. Бог хотел сломить волю фараона и принудить его отпустить израильский народ. Но главным смыслом этих казней было совершить суд над злыми духами, над идолами, которые имели власть над египтянами.

Через Моисея Бог превратил воду рек в кровь, показав власть над богом реки Нил, которому поклонялись египтяне, как источнику жизни; вторая казнь – нашествие жаб, это было наказание египетского бога воскресения «Хетт». Девятой казнью была «осязаемая тьма» во всем Египте в течение 3-х дней, но у израильтян в Гесеме было светло. Бог навел тьму на Египет, провозгласив Свое  превосходство над богом солнца «Ра». Десятая казнь – смерть первенцев; это наказание идола «Амона», который был главой всех идолов Египта.

В 14 день месяца Нисана египтяне праздновали и поклонялись этому идолу, считая, что в этот день он благословляет всех египтян. И именно в этот день умерли все их первенцы от человека и до всякого скота. Хотя искупление приблизилось, израильтяне не были автоматически освобождены от этой казни. Чтобы приготовить народ к выходу из Египта, Бог через Моисея дал распоряжение о том, что они должны были делать в последнюю ночь рабства, Исх.12:3-7.

10-го числа месяца Нисан они должны были отделить от стада ягненка и взять его в дом. Этот агнец за эти дни становился как будто членом их семьи. 4 дня полагалось на исследование, чтобы обнаружить возможные скрытые пороки животного. На 14-й день его закалывали. Народ получил точные инструкции, как избежать смерти.

«…и пусть возьмут от крови [его] и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его» (Исх.12:7). Когда помазывали косяки дверей кровью, тогда они образно рисовали крест. «И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас…» (Исх.12:13). Кровь агнца сохранила евреев от наказания Божьего. Его поджаренное мясо напитало их и придало силы для предстоящего долгого и опасного путешествия. Они ели поспешно, препоясав чресла, с посохами в руках, с обувью на ногах, готовые в любой момент по приказанию Господа выступить в путь. Они использовали крепкие ветви гранатового древа при испечении агнца на огне. Это символизирует верность, посвящение и священство. Весь процесс совершения Пасхи имеет пророческий смысл, через него мы можем увидеть «великий план спасения». Господь Бог совершил искупление и спасение для каждого из нас!

«В первый месяц, в четырнадцатый день месяца, вечером Пасха Господня» (Лев.23:5).

Бог заповедал евреям считать месяц избавления из Египта первым месяцем года. Этим Он как бы говорил: «Это событие так важно, что вы должны из-за него перестроить календарь». Они должны были вести отсчет времени своего существования, как народа с месяца Авир. После Вавилонского плена они стали использовать название «Нисан». Для нас это месяц апрель.

Пасха символизирует заместительную жертву Иисуса Христа на кресте. День опресноков символизирует прощение грехов, день первых плодов – воскресение Иисуса. Мы должны передавать это учение о праздниках своим детям. Для этого Бог заповедал Своему народу ежегодно «инсценировать» ту первую Пасхальную ночь:

«…пусть сыны Израилевы совершат Пасху в назначенное для нее время:  в четырнадцатый день сего месяца вечером совершите ее в назначенное для нее время, по всем постановлениям и по всем обрядам ее совершите ее» (Чис.9:2-3).

Проведение Пасхального Седера – это удивительная привилегия и благословение для нас. Участвуя в этом празднике, мы можем пережить, прочувствовать, глубже понять, что сделал для нас Иисус на Кресте, что это значит для нас и для наших детей.

Во время Пасхального ужина младший член семьи (мальчик) задает 4 вопроса:

  1. Почему в эту ночь мы едим только пресный хлеб (маца)?
  2. Почему в эту ночь мы едим только горькие травы?
  3. Почему в эту ночь мы обмакиваем их дважды?
  4. Почему в эту ночь мы едим только лежа?

 

В процессе ужина лидер или глава семьи отвечает на эти 4 вопроса, объясняя процесс искупления. Для Пасхального ужина особенно важны три ингредиента: агнец, маца и горькие травы.

Агнца готовили на огне в знак жертвы всесожжения. Он символизирует жертву Иисуса Христа, «… ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор.5:7). Маца – это символ тела Иисуса Христа, который был без греха. Горькие травы показывают нашу жизнь в миру без Господа, которая была горькой.

Также они ели лежа – это символ свободной от рабства жизни. В то время рабы не имели права принимать пищу сидя или лежа, но только стоя.

Через рассказ и процесс пасхального ужина, мы видим, как Господь Бог искупил, спас и вывел из Египта Свой избранный народ. Цель проведения Пасхального ужина – чтобы все верующие знали, каким образом Господь Бог искупил, простил, очистил нас от греха, проклятия и сделал нас свободными в Иисусе Христе.

Во время Пасхального ужина мы 4 раза поднимаем чаши и пьем виноградный сок:

Первая – это «чаша освящения», Лев.6:6. Бог отделил Свой народ от египтян – это чаша освящения, которой также освящается весь Пасхальный праздник. После этого лидер берет три мацоты, которые символизируют триединство: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Преломив среднюю мацу лидер заворачивает часть в белую ткань. Это означает, что после Своей смерти и вознесения Иисус скрыт от нас до времени Его второго пришествия. Это – «афикомен», что значит «грядущий» – символ грядущего Иисуса Христа.

Вторая – это «чаша казней». Бог судил и наказал идолов египетских, чтобы искупить и освободить Свой народ из рабства.

Третья – это «чаша спасения», символизирующая кровь Пасхального Агнца.

Четвертая – это «чаша хвалы» или «чаша принятия», «…и приму вас Себе в народ и буду вам Богом» (Исх.6:7). Когда Иисус пошел на гору Елеонскую, Он вместе с учениками восхвалял Бога Отца.

Песах – это праздник искупления и освобождения. И это искупление было невозможно без пасхальной жертвы. Если бы не была принесена пасхальная жертва, ангел смерти поражал бы евреев так же, как он поражал египтян. Две тысячи лет назад Иисус Христос (по-еврейски Йешуа ха-Машиах), принес Себя как совершенную искупительную жертву за всех людей на земле. Он стал Пасхальным Агнцем, закланным именно в день Песаха, полностью исполнив Слово Божье, все те пророчества, которые были написаны о Спасителе в Ветхом завете. Его смерть и Его искупительная кровь стала спасением не только для евреев, но и для всего человечества.

Пусть через участие в Пасхальном ужине любовь к Господу и благодарение Иисусу Христу возрастает в наших сердцах.