Суккот — Праздник Кущей

Суккот – Праздник кущей

Праздник Суккот (праздник кущей или шалашей), называемый также праздником «Хаг а-Сиф» (праздник сбора урожая), завершает череду осенних праздников. «Суккот» — множественное число от слова «Сукка», что в переводе с иврита означает «палатка, шалаш». Впервые в Библии это слово встречается в Быт.33:17 «А Иаков двинулся в Сокхоф, и построил себе дом, и для скота своего сделал шалаши. От сего он нарек имя месту: Сокхоф». То есть, «сукка» – это шалаш, в котором люди временно размещали свой скот.

Лев.23:42-43 «в кущах живите семь дней; всякий туземец Израильтянин должен жить в кущах, чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской. Я Господь, Бог ваш». Здесь ясно сказано, для чего мы должны праздновать этот праздник – чтобы помнить, что Бог вывел нас из Египетского рабства и поселил в кущах – во временных жилищах. Может быть, нам не совсем удобно жить в наших жилищах, чего-то не хватает, хотелось бы больше комфорта, но мы не будем жаловаться, переживать, потому что знаем, что нас ожидает вечный дом, вечное жилище от Господа Бога. Откр. 21:1-3 «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их». Скиния Бога – это Сукка Божья. Празднуя праздник Суккот, мы заранее репетируем это событие, когда Господь сойдет в Своей скинии к нам и будет обитать с нами вечно. Мы ожидаем этого дня. Хотя в нашей жизни бывают трудности, испытания, мы не будем унывать и переживать, потому что и во временном нашем жилище Бог с нами, поддерживает и ведет нас; и в будущей жизни Он ожидает нас в Своем Небесном доме.

Мы живем в физическом теле, это тоже в каком-то смысле «сукка», наше временное жилище. 2Кор.5:1-2 «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. От того мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище».

Когда мы понимаем, что всё видимое временно, тогда мы начинаем смотреть на всё в перспективе вечности.

Семь ежегодных дней пребывания в кущах, через крыши которых видны были звезды и небо, должны были напоминать израильтянам, Кто именно их Господь и Бог, Кто способен хранить их от окружающего мира зла, Кто хранил их отцов 40 лет в пустыне в шалашах от змей и скорпионов, от холода ночи и жары дня. Чтобы жить в обетованной земле, где было полное изобилие, необходимо было научиться зависеть и полагаться только на Господа.

Праздник кущей показывает, что с Господом жить просто. Участвуя в этом празднике, мы проводим генеральную репетицию «простой жизни» и понимаем, что Бог живет с нами не в шикарном доме и не в шикарной машине, но Он живет в сердце простого скромного человека, который уповает на Господа.

Праздник кущей – это праздник радости. Под кущей все люди равны. Семья, соседи собираются вместе, кушают, поют, веселятся, «и веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней…».

Лев.23:39-43 «А в пятнадцатый день седьмого месяца, когда вы собираете произведения земли, празднуйте праздник Господень семь дней: в первый день покой и в восьмой день покой; в первый день возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней; и празднуйте этот праздник Господень семь дней в году: это постановление вечное в роды ваши; в седьмой месяц празднуйте его; в кущах живите семь дней; всякий туземец Израильтянин должен жить в кущах, чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской. Я Господь, Бог ваш».

Суккот встречают с тремя ветками в руке и плодом «этрог» (плод, похожий на лимон, имеющий приятный запах).

«Этрог» символизирует человека, который изучает, знает Тору и исполняет её. «Адасим» – веточки мирта, известные своим приятным запахом, но не приносят плодов — символизирует человека, от которого, как аромат, исходят добрые дела, но не изучает слово Божье, не имеет мудрости. «Лулав» или пальма (может приносить плоды, но не имеет запаха) символизирует человека, который знает слово Божье, но не исполняет его и не совершает добрых дел. «Аравот» или ивовые ветви символизируют человека, который не знает слова Божьего и не делает добрых дел. И все-таки Бог соединил их в один «букет», один народ, чтобы помогали друг другу, просвещали друг друга и отвечали друг за друга. Иудеи машут этими ветвями в четыре стороны, которые означают 4 конца земли. Это жатва последнего времени, Откр.7:9-10 «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!».

Последний день праздника Суккот отмечали особо. Существовала церемония возлияния воды. Это была самая пророческая часть праздника кущей. «Вода» на иврите звучит «маим», небеса – «шамаим». Без воды люди не могут жить. Но в израильской земле народ может жить только водой, которая в виде дождя изливается с небес, потому что других источников воды там нет. Вода символизирует Слово Божье, и еврейский народ не может жить без Божьего слова, которое исходит с небес, из уст Божьих, как Божье откровение. Поэтому Иисус сказал в 1Кор. 10:4 «И все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня;  камень же был Христос».

В течение семи дней празднования Суккот священники носили воду в золотом кувшине из купальни Силоам. Они передавали этот кувшин другому священнику, который выливал ее в резервуар у жертвенника. В последний день праздника во дворе храма устанавливали большой столб и на нем – 4 огромных светильника. Светильники сияли так ярко, что не было ни одного двора в Иерусалиме, который бы ни освещался светом праздника церемонии возлияния воды. Вся эта церемония указывает нам на Иисуса Христа. Ин.9:5 «Доколе Я в мире, Я – свет миру».

Если посмотреть исторические книги, то можно обнаружить, что евреи проводили эту церемонию не для того, чтобы просить Бога послать дождь в следующем году, но это было пророческое действие, которым они выражали веру: «Отец, спасибо за дождь. Мы закрываем глаза и видим «шемаим» — небеса и как вода сходит с небес. Твое Слово нисходит и приносит свет этому миру. Спасибо, Отец, за грядущий дождь! Мы ожидаем в следующем году обильный урожай».

Этот ритуал возлияния воды указывал на излияние Святого Духа на еврейский народ. Именно на праздник Суккот Господь Иисус так явно провозгласил в Иерусалиме о Своем мессианстве и о Его важнейшей цели сделать нас храмом Его Вечного Духа.

Это событие описано в Ин.7:37-39 «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него…». Когда Божий народ празднует в восьмой день праздника Суккот церемонию возлияния воды, весь мир должен увидеть, что Иисус – Мессия, как источник живой воды, источник жизни, как Слово Божье, приходит к нам и приносит спасение. Именно в последний день праздника кущей изольется Дух Святой на каждую плоть – это совершится, когда Иисус придет во второй раз. Именно с этого момента начнется 1000-летнее Царство; там будут жить и царствовать те люди, которые омыты Кровью Иисуса Христа, очищены Словом Божьим, и ведомы Духом Святым. Поэтому избранный Божий народ всегда ожидает наступления этого дня. Восьмой день праздника кущей является пиком, самым главным моментом Праздников Божьих. Историки об этом празднике говорят следующее: «В действительности, эта радость была такой огромной, а празднование таким бурным, что Израильские мудрецы решительно утверждали: «Кто не видел, как отмечают праздник возлияния воды, тот никогда не испытывал истинной радости в своей жизни».

Именно в последний день вода потечет из храма. В день Йом Кипур мы должны покаяться и готовить себя, чтобы предстать пред Ним в святости и непорочности. Когда мы входим в кущи, мы не только должны помнить, что это наш временный дом, но также знать, что при втором возвращении Иисус возьмет нас к Себе в Свой брачный чертог, который Он, как Жених, готовит для своей Невесты-Церкви.

Куща Божья напоминает жизнь в Господе Иисусе. В ней – простота, свобода от забот и переживаний, страхов перед людьми. В ней – присутствие, сила и радость Иешуа.

Еще один аспект этого праздника – это пророческое ходатайство за всех людей, за все народы. В течение 7 дней евреи приносили в жертву 70 тельцов за все существующие народы, покрывая их грехи, таким образом, и ходатайствуя за их спасение. Это пророческое действие также означало, что все народы на земле должны праздновать этот праздник.

Зах.14:16-18 «Затем все остальные из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу, и для празднования праздника кущей. И будет: если какое из племен земных не пойдет в Иерусалим для поклонения Царю, Господу Саваофу, то не будет дождя у них. И если племя Египетское не поднимется в путь и не придет, то и у него не будет [дождя] и постигнет его поражение, каким поразит Господь народы, не приходящие праздновать праздника кущей».

Водная церемония проводилась в период существования храма. Но с тех пор, как храм был разрушен, на восьмой день праздника кущей, иудеи стали праздновать «Симхат Тора» – Радость Торы. Это не просто традиция иудейского народа, но в Библии об этом тоже написано: Втор.31:10-12 «И завещал им Моисей и сказал: по прошествии семи лет, в год отпущения, в праздник кущей, когда весь Израиль придет явиться пред лице Господа, Бога твоего, на место, которое изберет Господь, читай сей закон пред всем Израилем вслух его; собери весь народ, мужей и жен, и детей, и пришельцев твоих, которые будут в жилищах твоих, чтоб они слушали и учились, и чтобы боялись Господа, Бога вашего, и старались исполнять все слова закона сего».

Богобоязненные иудеи, чтущие Бога, в течение года читают определенные главы Торы. В последний день праздника Суккот заканчивается годичный цикл чтения Торы и начинается новый цикл ежедневного чтения и изучения Слова Божьего с 1-й главы книги Бытие.

В восьмой день праздника кущей иудеи не только читают Тору, но обмазывают ее медом. Раввины выносят свитки Торы во двор синагоги или приносят к стене Плача, и все верующие танцуют перед Господом и благодарят Его за Его вечное Слово.

Пс.118:162 «Радуюсь я слову Твоему, как получивший великую прибыль». Наша жизнь и наша вера основана на Слове Божьем. Если мы не будем изучать Библию, мы быстро потеряем Божье направление своей жизни и веру в Господа. Чтобы этого не случилось, нам необходимо ежедневно поклоняться Господу, размышлять над словом Божьим, молиться, проповедовать и жить по Божьему расписанию.

Праздник кущей и все другие праздники Господни установлены Богом в определенное Им время. Эти праздники дают нам возможность приблизиться к Господу Богу, яснее понимать Его волю и приготовить себя к встрече с Господом во время Его второго пришествия. Участвуя в праздниках Господних, мы начинаем понимать Божий календарь. У каждого человека есть свой календарь, но Божий календарь, Его расписание должно быть в центре нашей жизни.